Как будет работать закон о блогерах-2024

Пытаемся найти ответы на многочисленные вопросы создателей контента

В России приняли закон, который обязывает блогеров с более чем 10 000 подписчиков в социальных сетях передавать сведения о себе в Роскомнадзор. В противном случае они не смогут размещать рекламу на своих ресурсах, собирать пожертвования, а другие пользователи — делать репосты их публикаций.

 
 

    На стадии рассмотрения закона о блогерах было очень много дискуссий. Будет ли он касаться только физических лиц или страниц компаний тоже? Зачем отчитываться в Роскомнадзор, если уже есть система маркировки рекламы и обо всех всё и так известно? Регистрация будет добровольной или принудительной? И вот закон принят, подписан, и, казалось бы, должна появиться какая-то определённость, но всё равно как-то очень много непонятного и туманного. Поэтому давайте вместе с медиаюристом Светланой Кузевановой попробуем в этих новых требованиях разобраться и разложить всё по полочкам.

    1

    О чём речь

    О каком законе вообще речь? Какой-то новый приняли? Или в старый поправки внесли?

    Фактически речь идёт о внесении изменений в уже существующие законы «О связи», «О рекламе», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных». Все эти нововведение окрестили Законом о регистрации блогеров.

    2

    Кто такой блогер

    Раз речь о блогерах, значит, эти нововведения касаются тех, кто ведёт регулярно ведёт блог и зарабатывает на нём? А меня, обычного пользователя соцсетей, это всё не должно волновать?

    Увы, всё не совсем так.

    Вообще, ни в одном законе термина «блогер» нет.

    Во-первых, потому что определить адекватные исчерпывающие критерии, кто есть блогер, невозможно, сколько бы это ни пытались сделать. А таких попыток, надо сказать, было очень много. И они до сих пор продолжаются.

    А во-вторых, с точки зрения юриста, блогер — это обычно распространитель информации. То есть к каждому, кто имеет страничку в соцсетях, и что-то периодически на ней пишет или репостит, термин «блогер» вполне применим.

    3

    Для кого закон

    То есть эти нововведения вообще всех-всех касаются? Кто должен будет соблюдать закон о блогерах?

    В Законе говорится о том, что он для пользователей соцсетей, которые создали страницу в социальной сети, и аудитория у этой страницы больше 10 тысяч пользователей. Если вы попадаете под эти критерии, значит, должны выполнять новые требования. При этом под страницей в данном случае мы понимаем канал, паблик, сообщество, любые другие форматы распространения информации, в разных соцсетях.

    4

    Юрлица

    А на страницы компаний, коммерческие, брендовые страницы закон о блогерах распространяется? Им всем тоже нужно «включиться» в реестр?

    Это один из самых популярных вопросов. В законе это не прописано. На данный момент есть разъяснение депутатов, что юрлиц закон касается тоже. Им необходимо будет включаться в реестр. И это, собственно, было ожидаемо, потому что основная задача — это побороть анонимность. Остаётся вопрос о том, кого считать создателями таких страниц.

    Ждём разъяснений и наблюдаем, как дальше на практике всё это будет применяться.

    5

    Зарубежные пользователи

    Закон о блогерах распространяется только на тех, кто в России ведёт свои странички, каналы, сообщества? А если человек живёт в другой стране, а группа или канал у него для российской аудитории?

    Александр Хинштейн, глава комитета по информполитике Госдумы РФ на этот вопрос отвечает так: «Тут не имеет значения, где находится автор. Для нас ключевым моментом является то, что он распространяет информацию на территории Российской Федерации, в российских и зарубежных соцсетях».

    В общем, выводы делайте сами.

    6

    Соцсети

    О каких соцсетях идёт речь в законе о блогерах? Вообще обо всех существующих?

    Нововведения распространяются на блоги в 15 социальных сетях, которые включены в Реестр соцсетей Роскомнадзора:

    — «ВКонтакте»,

    — «Одноклассники»,

    — Х (экс-Твиттер),

    — ТикТок,

    — Телеграм,

    — Ютуб,

    — Likee,

    — LiveJournal,

    — Пикабу,

    — Pinterest,

    — Дзен,

    — RuTube,

    — Twitch,

    — Discord,

    — Yappy.

    На такие платформы как Инстаграм* и Фейсбук*, принадлежащие организации Meta, признанной экстремистской в РФ, закон о блогерах не распространяются. Но есть вероятность, что правительство РФ вернётся с уточнениями по этим площадкам.

    7

    Обязанности

    Что обязан делать пользователь сети, который создал страницу и набрал аудиторию более 10 тысяч пользователей? Какие к нему предъявляются требования?

    Нужно предоставить в Росконнадзор сведения, позволяющие идентифицировать этого пользователя.

    Что это за сведения, мы пока не знаем.

    Их состав определит правительство. И оно же должно нам рассказать, в каком порядке эти сведения нужно будет предоставлять. При этом включаться в реестр, регистрироваться нужно будет уже с 1 ноября 2024 года.

    Осталось чуть больше двух месяцев — ждём.

    8

    Реестр блогеров

    А это что за зверь такой? Как выглядит этот реестр? Кто его будет вести? Где его можно посмотреть?

    Вести его будет Роскомнадзор. В законе указано, что в реестр включаются те страницы, пользователи которых предоставили о себе сведения и которые не распространяют информацию,
    с нарушением требований законодательства РФ, а также информацию, распространение которой в России запрещено. Вот этот последний пункт (про нераспространение запрещенной информации) особенно интересен своей формулировкой. Кто будет определять, нарушают они или нет? И почему это вообще один из признаков включения в реестр, если изначально речь шла только о том, что ключевым будет как раз количество подписчиков аудитории канала или любой другой страницы?

    Ещё один любопытный момент. Депутаты пояснили, что реестр не будет публичным. То есть проверить самостоятельно, включился ли конкретный, например, телеграм-канал в реестр, будет нельзя. При этом на владельцев соцсетей будет возложена обязанность помечать каналы, включённые в реестр, каким-то специальным знаком.

    Но что это будет за знак, как он будет выглядеть, как его можно будет получить, нам тоже пока неизвестно.

    Вероятно, это тоже прояснит правительство.

    9

    Добровольно или принудительно

    А если я не захочу регистрироваться в реестре? Такое вообще возможно? Меня могут каким-то образом заставить это сделать?

    И этот вопрос пока остаётся открытым.

    Например, если вспомнить порядок, по которому включаются сайты в реестр OРИ (реестр организаторов распространения информации, — прим.ред.), то мы помним, что есть два варианта.

    Первый — это когда владелец сайта должен сам подать уведомление о включении в реестр, если он полагает, что у него есть признаки организатора распространения информации.

    Второй — это добровольно-принудительный способ, когда Роскомнадзор направляет владельцу сайта требование о необходимости включиться в реестр, потому что ФСБ определило, что имеются признаки. И если это требование не выполняется, владельца ожидает штраф.
    И при этом он всё равно должен войти в реестр. При этом штрафовать могут не один раз, эта процедура может повторяться бесконечно, пока владелец не будет включён в реестр. А согласно новым поправкам, Роскомнадзор вправе принудительно включить в реестр, если владелец сайта дважды добровольно эти требования не выполнил. То есть просто, собственно, вариантов не включаться не существует, потому что всё время будет приходить и приходить штраф.

    Вернёмся к закону о блогерах. Поскольку на данный момент система штрафов за не включение Роскомнадзора пользователей страниц с объёмом аудитории более 10 тысяч не предусмотрена, то непонятно, будет ли эта история сугубо добровольной. Или будут всё же какие-то уведомления рассылаться о необходимости включения в реестр.

    Этот вопрос тоже пока остаётся без ответа.

    10

    Запреты

    А какие последствия ждут тех «десятитысячников», которые не включатся в реестр блогеров? Они вообще прописаны? Или тоже пока «белое пятно»?

    Эта информация уже есть. Персональные страницы пользователей с аудиторией более 10 тысяч подписчиков, не включившиеся в реестр, не вправе делать три вещи.

    1. Первое. У вас подписчиков более десяти тысяч, а вы не включились в реестр? Тогда не имеете право размещать рекламу.

    2. Второе и очень неожиданное. Пользователь страницы с десятитысячной аудиторией, не включившийся в реестр, «не вправе размещать информацию, содержащую предложения о финансировании данного пользователя, а также сведения о возможных способах осуществления этого финансирования». Переводя с юридического на русский — нельзя просить донатить себе.

    3. И третье. Другие пользователи не смогут репостить информацию незарегистрированной страницы. Тут давайте остановимся, попробуем разобраться детально. В законе дословно сказано, есть два пункта.

    Первый пункт, который появился в статье 10.6 Закона об информации: пользователь страницы с аудиторией более 10 000 обязан не допускать последующее распространение информации, которая была распространена на странице, не включённой в реестр.

    Но при этом есть ещё один пункт, который касается уже совершенно любых пользователей соцсетей с любым количеством подписчиков. Это пункт 9.1. В нём сказано, что пользователь социальной сети, подчеркиваем, любой, обязан не допускать на созданные им персональные страницы последующее распространение информации, которая была распространена на персональные страницы, не включенные в реестры Роскомнадзора.

    Следовательно, получается, что можно свободно распространить информацию только из тех каналов, пабликов, сообществ, где меньше 10 тысяч подписчиков. А что касается каналов, пабликов с аудиторией более 10 тысяч, то информацию из них можно будет брать и распространять только в случае получения ими знака. То есть если они зарегистрируются, будут отмечены специальным знаком.

    Александр Хинштейн так прокомментировал этот момент: «У администраторов каналов с количеством подписчиков менее 10 тысяч человек нет обязанности вносить свои данные в перечень Роскомнадзора. Соответственно, их записи могут репоститься другими авторами и каналами». Любопытно, что в законе не говорится ни о репостах, ни о цитировании, речь идёт именно о распространении информации с чужой страницы. И тут совершенный простор для правоприменения, особенно расширительного. Будет ли считаться распространением, допустим, пересказ опубликованной информации? А ссылка на другой канал — это уже распространение или всё-таки ещё нет?

    Очень много вопросов. И как будет складываться практика, мы пока не знаем.

    11

    Ответственность

    Чем дальше в лес, тем больше вопросов. А если вот эти все требования не соблюдать, закон о блогерах нарушать, то что будет? Какая ответственность предусмотрена?

    Как бы это ни звучало нелепо, но пока ни о какой ответственности в законе речи не идёт.

    Зато предлагается возложить обязанности по контролю всего вышесказанного на владельцев соцсетей. Они должны будут:

    — по запросу Роскомнадзора или ФСБ предоставлять сведения о пользователе социальной сети

    — помечать персональные страницы пользователей, объём аудитории которых составляет более десяти тысяч

    — в течение суток с момента получения требования от Роскомнадзора ограничить доступ к персональной странице до выполнения создавшим её пользователем социальной сети требований по регистрации (что ещё раз указывает на то, что включение предлагается принудительным, очень уж на порядок с ОРИ похоже).

    Эти обязанности появятся у администрации соцсетей с 1 января 2025 года.

    12

    Когда начнётся

    Когда этот закон о блогерах вступит в силу? Или уже?

    Закон уже вступил в силу, с момента его официального опубликования. Однако отдельные
    поправки вступят в силу постепенно — в течение нескольких месяцев. Так, реестр «десятитысячников» будет создан к 1 ноября 2024 года. А блокировать блогеров, отказавшихся в него войти, запрещать размещение рекламы на таких страницах начнут лишь 1 января 2025-го. Контролировать выполнение новых требования владельцы соцсетей также начнут с 1 января.


    Над материалом работали:
    Светлана Кузеванова
    Иллюстрации:
    Инструкция актуальна:
    на август 2024 года

    Подводя итоги:

    1
    Изучите нововведения
    2
    Следите за практикой применения
    3
    Ждите разъяснений правительства
    * Деятельность Meta (включая деятельность Facebook и Instagram) признана экстремистской и запрещена на территории России.