— Наверное, главная проблема, которая есть, — это сами люди, которые не очень-то и понимают, что такое их права, что они нарушаются и надо ли им вообще их защищать, — говорит Евгений Белянчиков*, главный редактор сайта
Karelia.news. — Иногда думаешь: «А зачем я пишу про тебя, если тебе самому это вроде как и не надо?»
Потребительское отношение читателей к журналистам: «я к вам обратился, вы и решите мою проблему, но меня дополнительно не напрягайте» — встречает и Александр Эрлих. В редакции Zelenograd.ru таким героям предлагают сделать хотя бы первый шаг по инстанциям и снова обращаться в СМИ, если ответ не удовлетворит.
— Очень многие отваливаются на этом этапе, — говорит Александр Эрлих. — У меня тут очень жёсткая позиция: если люди сами не готовы что-то сделать, то мы тоже не будем делать. И стараемся не писать, что всё плохо, а в конце материала добавлять раздел для читателей, рассказывающий, что они могут сделать. Там публикуем телефоны и адреса, куда человек может обратиться самостоятельно, если столкнулся с аналогичной проблемой. Тысяча человек прочитает, если пять из них напишет и позвонит — это уже будет хорошо.
Люди своими правами не интересуются до тех пор, пока их лично не коснется беда, считает Елена Трифонова. Но даже когда коснётся, часто боятся говорить вслух, что их права нарушают. Боятся обращаться к журналистам, а если обращаются, часто просят не называть их фамилии.
— Был случай, когда врач рассказал нам, что у них в ковидном госпитале не хватает СИЗов, поэтому они их стирают в хлорке и надевают по семь раз. Так вот, человек попросил поменять не только фамилию и должность, но даже пол, — говорит Елена Трифонова.