«Карта загруженности пермских школ». Наглядные аномалии
Некоторые люди не различают красный и зелёный, поэтому не понимают смысла карты, тогда мы изменили размеры маркеров, чтобы показать разницу
- Иван Печищев
- Денис Галицкий
- Иван Печищев
Пермский правозащитник и гражданский активист Денис Галицкий приложил огромные усилия, чтобы получить официальную информацию о загруженности городских школ от департамента образования Перми: данные о количестве учеников, на которое рассчитано здание школы, реальную численность детей в учреждении, а также данные о том, сколько детей учится во вторую смену. Они почему-то долго не хотели её давать, Денис уже готов был пойти в суд. Но в итоге, наконец, пришло письмо.
Это официальный ответ департамента образования за подписью его руководителя. Формально у нас нет оснований не доверять этому документу. Данные актуальны на август 2016 года (дата получения письма) и объективны настолько, насколько мы доверяем чиновникам.
Денис оцифровал таблицу из письма и предложил всем использовать информацию. Я добавил в нее контакты, адреса и географические координаты школ. Итоговый набор данных стал открытым для всех. Сейчас набор данных готовится к публикации на портале открытых данных Пермского края.
Дальше — дело техники. В сервисе Carto (бывший CartoDB) я создал карту. Это не заняло много времени, ведь координаты школ уже были подготовлены в онлайн-сервисе.
У карты было несколько вариантов. Изначально на ней располагались точки разных цветов: зеленые — для школ с нормальной загрузкой, красные — для школ с большой загрузкой и чёрные — для школ с чрезмерной загрузкой.
Денис, кстати, сделал свою версию карты. У неё сейчас 923 просмотра.
Один мой коллега написал в комментариях, что из-за особенностей зрения он не различает красный и зелёный, поэтому карта для него непонятна. Пришлось изменить размеры точек, чтобы было понятнее. Кроме этого, мы договорились о «норме» загрузки школ — 120%. Сейчас на карте именно такая градация: зелёные точки — до 120%, красные — до 180%, чёрные — до 237% (это максимум в Перми).
Почему карта? Именно такой формат позволяет наглядно увидеть данные. Так можно выявить закономерности или взаимосвязи о загруженности школ в разных микрорайонах. Некоторые читатели в комментариях уже сопоставили новостройки и школы, определив причины загруженности.
На карте каждый читатель может легко найти ближайшую школу, увидеть, чем она отличается от других. Для некоторых это будет важной информацией при переезде, например.
Кроме этого я сделал несколько диаграмм, основанных на данных.
Гистограмма с накоплением показывает, насколько загруженность школы отличается от расчётных показателей. Почти везде превышение, но есть и недобор. Например, 634 школьника не хватает в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 140» (середина гистограммы). На второй гистограмме показаны все коэффициенты загруженности. Медиана и среднее значение фактически совпали: 1,3 (130%). Это больше условной нормы в 120%.
Продвижением мы не занимались. Распространение карты — сила социальных сетей.
В личных сообщениях и в комментариях мне писали предложения о том, как можно улучшить карту, присылали варианты диаграмм для анализа. Всё это можно объединить в большую публикацию, что-то я использовал в работе.
Были и критические отзывы. Так, нам указывали на непонятный статус карты. Мол, на неё нельзя официально сослаться, раз к ней не имеет прямого отношения департамент образования Перми. По словам критиков, веры таким проектам нет, так как в них нет ни актуальности, ни объективности. И в «случае чего», чиновники предоставят другие цифры, более новые и точные.
В критике есть основания. Но проект изначально был личной инициативой отдельных людей. И у нас не было задачи придавать официальный статус проекту. Учитывая, с каким трудом были добыты эти данные, о сотрудничестве с департаментом образования Перми можно не думать.
На момент написания текста карта на сервисе Carto получила 3795 просмотров. Хотя прошло всего 6 дней с момента создания.
Думаю, в этом заслуга не только социальных сетей (было много перепостов в Facebook и VK), но и публикации на портале Newsko.
Проект изначально был не редакционный. Это спонтанная совместная идея для социальных медиа.