Игры в медиа

Онлайн-игры в тренде. Об этом говорит статистика сайта сделано.медиа. В числе самых читаемых мануалов — инструкции по созданию игровых форматов для журналистики, образования, продвижения проектов. Давайте посмотрим, какие проекты появляются в медиа, что про такие механики говорят эксперты и можно ли на онлайн-играх заработать.

Какие бывают онлайн-игры в медиа?

Тесты, викторины, кроссворды, калькуляторы, «бродилки», угадай-карточки — это игровые механики, которые можно использовать для материалов СМИ. Редакторы сайтов используют игры для того, чтобы удержать пользователя, привлечь внимание к событию, показать проблему с необычной стороны, проверить знания своей аудитории. Издания экспериментируют с игровыми форматами, адаптируя развлекательные формы к актуальным общественным темам.
  • Юрий Некрасов
    Игровой дизайнер, сценарист в команде «Живые игры»
    В игре ценна сама игра. Например, мы делаем игру, в которой играем в молодого журналиста в горячей точке со всем обвесом, который там есть. Такая игра дает нам некий мир, в котором происходят определенные обстоятельства. Или мы играем за какой-нибудь медиахолдинг, где есть сложности. У кого-то задача деньги экономить, у кого-то — работать на качество контента, у кого-то — учить новых сотрудников.

Мы попробовали, и вот что получилось

Проекты, упомянутые в цитатах

Для чего нужны игры на сайте

Игры — это способ поговорить с читателями о проблемах, подсказать им схему действий, заставить их задуматься, побеспокоиться о безопасности. Отработать приевшуюся, но актуальную тему. Игра — это способ показать читателям другую реальность, заинтриговать и разбудить в них азарт, превратить скучное мероприятие в увлекательное занятие. Игра — это способ дать читателям возможность почувствовать себя другим человеком, помочь увидеть необычное в привычном.

«Хочу создать игру, потому что это прикольно» — посыл проигрышный. Прежде, чем вы решите внедрить в материал игровую механику, ответьте на вопрос: «Зачем нужна игра, и какие задачи пользователей она будет решать?» Без понимания этого велика вероятность впустую потратить свое время на создание игровой механики и время ваших читателей.
  • Игры не решают проблемы. Подсветят — да, покажут — да: как думают люди, как они взаимодействуют. Игра — прекрасный инструмент диагностики. Но это иллюзия, что игры решают проблемы. Многие думают, что игра сама по себе изменит восприятие людей. Нет. У игры, как и у тренинга, есть горячий эффект. Он длится максимум неделю. Про геймификацию, конечно же, есть главный миф — что это волшебная пилюля: сейчас мы поставим колесико — и все заработает. Это не так. Если игра — это добровольно, люди поиграли и все закончилось, то с геймификацией все иначе. У человека появляются дополнительные задачи, и ему это, как правило, не нравится.

История игр за 17 минут

От шахмат до современных консолей, от карт таро до покемонов, от Олимпиад до «Монополии» — посмотрев это видео, вы узнаете, как и во что играли египтяне и викинги, рыцари и придворные дамы, китайские императоры и персидские шахи.

Как создавать игры для сайта

У этого процесса есть несколько составляющих. Сначала вам нужно продумать смысл, сценарий игры, её содержание. Затем вам нужно выбрать сервис, в котором можно воплотить вашу задумку в реальность. Или составить техническое задание для программиста и дизайнера, если вашу идею сложно реализовать на стандартных движках. Существуют бесплатные и платные сервисы с готовыми шаблонами для создания игр, тестов, опросов, викторин. Игры с помощью embed-кода можно встроить на сайт.
  • Задайте себе самый важный вопрос. Для начала важно понять, почему с игрой лучше, чем без игры. Понять, зачем ее использовать? Может, стоит ее заменить проектной работой, стратегической сессией, переупаковкой. Создание игры находится на стыке гуманитарных и инженерных знаний. Необязательно создавать что-то с нуля, можно «украсть» чужую игру. Нет ничего зазорного в том, чтобы заимствовать классную идею и переделать ее под свои потребности. Механики очень редко лицензируются. Чтобы создавать свои игры, сначала сделайте свой удачный клон.
Редакция портала 74.ru, когда устала писать о хроническом смоге над Челябинском, предложила читателям сыграть в Бэтмена, который спасает город от грязного воздуха. Редакционный программист нашел подходящую по механике игру, вытащил из нее код и адаптировал под нужный формат. Основная часть работы касалась визуального оформления игры.
  • Илья Давыдов
    Руководитель по развитию мультимедиа в сети городских порталов Shkulev Media Holding
    Следите за временем. В запасе у вас должно быть много времени, потому что в процессе возникнет много подводных камней. А игра, в которой есть баги, которая не запускается или запускается долго, тормозит и глючит, испортит все впечатление вмиг. При этом успех игры будет зависеть от ее простоты и актуальности.
Районная редакция «Добринские вести» (Липецкая область) экспериментировала с играми, запустила две игры по своим публикациям. Редактор технического отдела Сергей Горбачев пользовался бесплатной программой Construct 2. Осваивал ее с нуля по обучающим роликам на YouTube. На создание каждой игры у Горбачева ушло по три дня.
  • Смыслы вперёд. Техническая сторона в этом вопросе, наверное, даже второстепенна. Важнее найти тему. И понимать, что не всякую концепцию можно реализовать, если вы, конечно, не знающий свое дело программист. Я себя к таковым точно не отношу, поэтому приходится делать все на минималках, где-то подсматривать идеи и адаптировать их под себя.
  • Нужно ли быть игроманом, чтобы создавать игры? Нет, игроманом быть не надо. У меня есть убежденность: игру может сделать любой. Но есть нюанс — насколько сложной должна быть игра, и какие задачи она будет решать? Когда люди говорят: «Ой, сделаем какую-нибудь прикладную игру для образования и бизнеса», они делают не то, что нужно. Игра нужна там, где есть взаимодействие людей, и оно чаще всего непростое. И мы с помощью игры можем лучше вскрыть нюансы, обстоятельства, те проблемы, которые есть в коллективе.

    Если мы говорим про игру, польза которой лежит за пределами игрового процесса, если это игра для каких-то внешних людей, которые в мультимедийном пространстве будут добиваться каких-то целей, то, конечно, нужно, чтобы эту игру делали профи. При этом и журналисты, и медийщики, и пиарщики, и все-все-все свою игру смогут сделать. Но если они при этом еще будут обладать набором полезных знаний и умений, с помощью которых надо решать игровую задачку, то, конечно, это будет лучше. Просто эффективнее, более понятно и круто.

Как создать свою онлайн-игру

Как создать онлайн-игру «Найди пару». Удоба
Как создать онлайн-пазл. JigsawPlanet
Как сделать онлайн-печенье с предсказаниями. Interacty
Как играть с подписчиками в «ВКонтакте». ActiveBot
Как сделать тест. Apester
Как быстро и просто составить кроссворд для сайта и газеты. Online Test Pad
Как создать головоломку «Найди слова». Удоба
Как создать викторину. Qzzr

Может ли медиа заработать на онлайн-играх?

Как и любой рекламный инструмент, он эффективен для определенного количества бизнесов, со своими целевыми аудиториями. Поэтому медиа следует прежде всего фокусироваться на маркетинговых задачах клиента, а выбор инструментов — это уже тактика.
  • Светлана Лебедева
    директор ООО «АртГрупп» (Иваново)
    Безусловно, интерактивные, игровые форматы привлекают внимание и региональные рекламодатели изучают сложные рекламные форматы, но в большинстве случаев в итоге выбирают самые простые — баннерную рекламу, PR-статьи или нативную рекламу.

    Рекламные онлайн-игры, на наш взгляд, можно рассматривать, как один из способов привлечения внимания, но один из миллиона, наверное. На наш взгляд, рекламные онлайн-игры для региональных медиа — товар штучный, поскольку сами рекламодатели не особо в них вкладываются. По нашему опыту только несколько компаний из сегмента B2C заинтересовались этим форматом. Для самих медиа маржинальность направления онлайн-игр минимальная, не такая, чтобы отвлекать ресурсы компании на регулярной основе, создавая отдельное подразделение. Рекламные онлайн-игры можно создавать «между делом» или использовать готовые шаблоны-алгоритмы.
Над спецпроектом работали: автор — Ольга Бердецкая, верстка — Ярослав Чернов.