Массовые протесты: о чем нужно знать журналистам
Журналистская деятельность бросает тех, кто ею занимается, в самое «пекло» событий, в том числе травматических. Но она же дает профессионалам и инструменты, которые порой помогают справляться со стрессом и психологическими последствиями травмы.
Беседовать на эту тему можно часами, но попробую кратко сформулировать несколько основных рекомендаций, как можно уменьшить психологические риски, освещая массовые акции.
Самое главное: физическая безопасность — прежде всего. На эту тему есть много рекомендаций, написанных опытными журналистами, многие интуитивно вырабатывают для себя и своей команды схожие правила.
- Например, есть «27 советов, как уцелеть, ведя репортажи из горячих точек» – перевод на русский язык материала Международного института безопасности новостей.
- Руководство по безопасности для журналистов на русском языке, составленное Комитетом защиты журналистов, где есть раздел про освещение протестов и массовых беспорядков и отдельная глава, посвященная стрессовым реакциям.
- Пособие «Освещение журналистами экстремальных ситуаций» под редакцией известного медиаюриста Галины Араповой – пособие издано возглавляемым ею Центром защиты прав СМИ в 2012 году. Скачать его можно тут (см., в частности, на с. 41 – рекомендации журналистам, находящимся в месте военного конфликта, по книге фотографа Юрия Романова, на с. 113 и далее – раздел «Рекомендации по поведению в толпе, при освещении митингов», где есть описание характеристик толпы и правила поведения в толпе, а также рекомендации для журналистов, освещающих митинги и демонстрации).
- Есть инфографика, разработанная РИА «Новости» в 2011 году,«Инструкция для журналистов, работающих на массовых акциях».
Пожалуйста, проработайте и обсудите эти правила со своей командой, прежде чем выходить «в поле». Если вы примете меры для обеспечения своей физической безопасности, это поддержит вас и психологически тоже.
Скорее всего, вы будете брать у людей интервью (помним, что сначала надо покинуть зону непосредственной опасности, потом уж соблюдать психологические предосторожности). Ваши собеседники могут испытывать разные эмоции разной степени интенсивности. Проявляйте сочувствие, при этом постарайтесь сами оставаться спокойными или хотя бы транслировать спокойствие. Если человек после травмирующего происшествия (выстрелов или еще каких-либо угрожающих жизни событий) пребывает в ступоре, можно постараться ему помочь, подойдя ближе и начав с ним разговаривать, мягко задавая вопросы типа «Могу ли я вам помочь, как вас зовут?». Можно немного похлопать по плечу, взять за руку, осторожно приобнять. Не «давите слезу» специально, при этом не бойтесь слёз: когда человек плачет, это лучше, чем пребывать в ступоре и шоке. Если вы подходите к людям с сочувствием, аккуратностью и искренним желанием рассказать их историю, они могут быть благодарны тому, что нашли внимательно слушающего собеседника.
Помните, что в экстремальной ситуации наш мозг решает задачу по выживанию, поэтому восприятие, память, мышление может работать причудливым образом. Не всё, что человек «видел собственными глазами», может оказаться объективным фактом, будьте аккуратны с такой информацией, хотя, конечно, не выражайте собеседнику недоверия.
Обменяйтесь с собеседником контактной информацией, чётко объясните свою журналистскую задачу. Не старайтесь обязательно сформулировать какое-то объяснение происходящему, утешение или «слова мудрости», от которых сразу должно стать легче. Лучше будьте активным слушателем — повторяйте, перефразируйте, подытоживайте сказанное, проверяйте, правильно ли вы поняли собеседника (это поможет вам, во-первых, убедиться в том, что вы правильно записали все факты и цитаты, а во-вторых, также поможет проявить эмпатию и установить доверительный контакт). Полезно иметь наготове бумажные салфетки (например, чтобы вытереть слёзы), предложить собеседнику воды и т.п.
Отдавайте себе отчёт в своих собственных переживаниях. Журналисты — живые люди, тем более, в беседах и репортажах вы принимаете на себя боль и переживания других людей. Помните, что острая стрессовая реакция — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Вы не просто «передаточное звено» между событиями и аудиторией, вы сами можете испытывать разнообразные эмоции: страх, ужас, бессилие, беспомощность, отчаяние, безнадёжность, тревогу, надежду и даже чувство онемения, что вы как будто «ничего не чувствуете». Что бы вы ни переживали — это нормально, не надо пытаться изобразить себя суперменом, которому всё нипочём. Часто бывает, что в стрессовой ситуации мы мобилизуемся, собираемся, а эмоции «догоняют» уже потом, в спокойной обстановке, часто в одиночестве. Это тоже нормально. Найдите человека, с которым вы можете это проговорить, дайте себе время пережить то, что вы переживаете.
Постарайтесь не прибегать к таким способам расслабления как алкоголь и сигареты. Это один из «легитимных журналистских» способов справиться со стрессом, кроме того, он часто помогает установить контакт с коллегами или интервьюируемыми, разрядить обстановку, «разговорить». Часто это только иллюзия, при этом есть другие способы расслабления и коммуникации, не разрушающие организм. После пережитого стресса найдите то, что восполняет ваш ресурс, приносит радость и удовольствие — общение с единомышленниками, время с семьёй и друзьями, игры с домашним питомцем, хобби. По возможности нормально питайтесь и выделяйте время на отдых. Освойте простые, но действенные методы релаксации. Стресс забирает много в том числе и физических сил, не изнуряйте себя.
Будьте к себе бережны. Психологическое здоровье журналиста — часть профессионализма. Ваша личность, ваши переживания — ваш рабочий инструмент. Пускайте ваши эмоции в работу. В этом состоит определённое преимущество профессии — действовать там, где кажется, что сделать ничего нельзя, составить связную историю из хаотичной ситуации, вернуть ощущение контроля там, где мы чувствуем беспомощность, дать голос тем, у кого этого голоса нет.
Ставьте реалистичные цели и стройте реалистичные планы. Есть то, что мы не в силах изменить, но мы можем сосредоточиться на том, что мы можем изменить, даже если это совсем маленькие шаги. Подмечайте и «коллекционируйте» позитивные моменты, сделайте себе какой-то «якорь», который может поддержать в трудную минуту — это может быть благодарный отзыв, любимая цитата, детский рисунок, пожелание друга, фотография, вызывающая улыбку.
Помощь другим — отличный поддерживающий ресурс. Но если вам самим нужна поддержка — не стесняйтесь её попросить.