Как педагогу подружиться с дистанционным обучением. Часть 2

Когда первый страх дистанта преодолен, когда педагог начинает внедрять в учебный процесс даже простые онлайн-инструменты и сервисы, велика вероятность, что он войдет во вкус.

И захочет, например, вести блог, чтобы делиться в нем своими наработками. Или использовать для обучения и проверки знаний у учеников более сложные механики, в том числе геймификацию.

Давайте посмотрим на примерах, как это может выглядеть и какие инструменты помогут, что можно делать дистанционно, не ограничивая учебный процесс видеоуроками в Zoom и общением в WhatsApp (лайфхаки про эти программы тоже расскажем).

Как педагоги могут заявить о себе в интернете

Есть педагоги, которые считают важным для учителя вести блог в интернете. Площадка не важна: YouTube, Твиттер, Телеграм, Инстаграм*, Яндекс Дзен.

Вот, например, канал «Павел ВИКТОР» на YouTube, на котором более 1 млн подписчиков. Его с 2010 года ведет учитель физики Ришельевского лицея. На канале, например, собраны записи всех уроков физики с 7 до 11 класса. Зрители канала — не только ученики Павла Викторова, много тех, кто школу окончил давно и кто воспользовался шансом понять предмет.

Или Алия Исалимова, учитель русского языка и литературы МАОУ Исетская СОШ № 2 (Тюменская область). Она большая поклонница творчества Есенина, поэтому создала поэту страницу в Инстаграме*, где сейчас 46 тысяч подписчиков.
  • Алия Исалимова
    Когда пришла работать в школу, поняла, что дети сейчас не хотят читать, им интереснее залипать в телефоне, в интернете. Подумала, а почему бы не объединить литературу и соцсети? Инстаграм* — удобная платформа для фотографий и коротких подписей. С помощью небольшого отрывка из стихотворения Есенина можно заинтересовать ребенка прочитать произведение полностью. В Инстаграме* мне написал молодой человек, который раньше не знал про творчество Есенина, но благодаря аккаунту заинтересовался им. А мама одного ученика рассказывала, как после уроков, на которых мы изучали Сергея Есенина, ее сын с большим воодушевлением говорил про этого поэта.
Четыре истории учителей-блогеров, где они объясняют, зачем педагогу быть активным в соцсетях, опубликовали на «Меле». Один из аргументов — показать читателям менее официальную и более живую сторону учительской работы. А еще активность в соцсетях помогает наладить взаимоотношения учителя и учеников, которые выражать себя в соцсетях не стесняются.

Как использовать в работе видео

Видео среди подростков популярно. И это хороший способ дать ученикам новые знания. Форматы могут быть самыми разными — от 15-секундных роликов для ТикТока до 30-минутного интерактивного видео, когда ученик не просто смотрит ролик, но и во время просмотра отвечает на вопросы теста, читает дополнительную литературу, участвует в опросе.

Ниже публикуем подборку инструментов, которые педагоги могут использовать в работе, чтобы разнообразить дистанционное обучение. Инструкции к инструментам прилагаются.
  • Видеоконструктор Supa
    Создайте быстро и бесплатно видео с титрами
  • Сервис Powtoon.com
    Создайте анимированный ролик. Это бесплатно
  • OBS Studio
    Программа, которая запишет видео с вебинара
  • Nimbus Screenshot & Screen Video Recorder для Google Chrome
    Расширение для браузера сделает скринкаст
  • Как проводить прямые эфиры
    В Инстаграме*, ВКонтакте и Одноклассниках

Как и где создавать интерактивные тесты

Школьник Максим Пудов из Алтайского края создает интерактивные викторины по школьным предметам. Он считает: интерактивные форматы помогают освежить знания и лучше запомнить материал. Создавать викторины он начал, потому что этому училась мама.
  • Максим Пудов
    Такие тесты я делаю для друзей, чтобы освежить и свои знания тоже. Эти форматы помогают лучше запоминать предметы, узнавать новое. Когда ищешь ответы в интернете сам — лучше запоминаешь. Да и интереснее так узнавать новое. Еще я умею делать интеллект-карты, с ними удобно разбираться в теме, структурировать информацию.
Тестировать знания учеников — обычная практика в российских школах. Онлайн-сервисы помогают автоматически проверять результаты. Что сэкономит личное время педагога. Все представленные сервисы — бесплатные.
  • Сервис Quizlet
    Создайте тест-трансформер
  • Сервис Quizizz
    Создайте викторину для учебы
  • Сервис stepFORM
    Создайте тест для проверки знаний

Подключайте к образовательному процессу геймификацию

Геймификация — это использование игровых подходов к неигровым процессам и событиям для большей вовлеченности сотрудников/участников в процесс.

Например, студенты Школы дизайна помогли организовать летние школы факультета довузовской подготовки ВШЭ на базе онлайн-игры Fortnite.

Fortnite — компьютерная многопользовательская онлайн-платформа. Это пространство, где участники могут не только сражаться, но и проходить разные испытания, решать головоломки, строить свои миры и общаться.
  • Анатолий Казаков
    Разработчик деловых и образовательных игр для администрации Правительства РФ
    Уроки на этой игровой платформе до сих пор являются штучными примерами, и обычно основаны на её основных темах: битва, командное соревнование, строительство. А нам нужна была адаптация под такие специфические предметы, как, например, профориентация или финансовая грамотность.

    В итоге студенты бакалаврского профиля «Гейм-дизайн и виртуальная реальность» Школы дизайна разработали универсальные приключения-лабиринты, наполненные вопросами и командными испытаниями. Чем лучше игрок отвечает на вопросы по теме занятия, тем успешнее прохождение уровня.
Педагогу, даже продвинутому пользователю интернета, освоить подобные платформы будет все же сложно. Но это не означает, что от геймификации нужно отказаться.

Например, Татьяна Жукова, учитель начальных классах МБОУ «СОШ № 13» из Обнинска, создала сетевую игру, посвященную городам-героям.
  • Татьяна Жукова
    Игровым полем решила взять прекрасный инструмент — Google Карту. Определила шаблон задания: как выглядит, что будет (видео, аудио, текстовый вопрос). Задания разместила на доске Lino, поняла, каким образом собирать ответы — Google Формы. После того, как игрок «прошел» один город и ответил на вопросы, у него появляется ссылка на карту и следующий для прохождения город.
Если нет времени продумывать сложную механику для сетевой игры, воспользуйтесь сервисами, которые позволяют создавать онлайн-игры.
  • Сервис Kialo
    Научит проводить дебаты
  • Сервис Online Test Pad
    Быстро и просто составьте кроссворд
  • Диалоговый тренажер Online Test Pad
    Интерактивное упражнение, которое имитирует беседу и помогает создать разные сценарии

Как эффективно использовать Zoom и WhatsApp

Zoom — стал самой популярной платформой для проведения видеовстреч, видеоконференций, видеоуроков.

Иван Печищев, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского университета (ПГНИУ), написал 8 советов о том, как безопасно встречаться в Zoom, чтобы ко встрече не подключились лишние люди (нажмите «+», чтобы увидеть совет).
WhatsApp в общении с учениками и родителями использовали многие педагоги. Вопросы, претензии, масса фотографий с выполненным домашним заданием. И о каждом сообщении (которых за час могло набраться более сотни) «сообщает» звуковой сигнал. И это очень раздражает (любого бы раздражало). Лайфхакер подготовил 10 полезных советов для каждого пользователя WhatsApp. Вот некоторые из них (остальные читайте по ссылке).
Над спецпроектом работали: автор — Ольга Бердецкая, верстка — Ярослав Чернов.
*Деятельность Meta (включая деятельность Facebook и Instagram) признана экстремистской и запрещена на территории России.