Как написать
увлекательный рассказ

Инструкция для начинающих писателей
Спецпроект создан на основе онлайн-встречи в Силамедиа клубе с писателем Роем Питером Кларком
Опубликовать свою книгу — мечта вполне достижимая. Потребуется захватывающий сюжет или уникальные знания/опыт и понимание того, как выглядит процесс — от написания первого предложения до внесения правки в последнее. О том, как скучную историю сделать увлекательной, рассказал писатель Рой Питер Кларк.
  • Рой Питер Кларк
    писатель
    Сейчас я в процессе финального редактирования 20-й книги, которая выходит под моим авторством. Когда я сдал рукопись, мне казалось, что книга практически готова. Но мой редактор считал иначе. И последние три месяца я, не отрываясь, постоянно редактирую и переписываю всю книгу. Трудно чувствовать себя легендой, когда у тебя висит тысяча правок, которые ты должен сделать.

Как найти собственный голос

У каждого писателя есть собственный стиль — то, как он выстраивает структуру рассказа, как тасует слова в предложении. Рой Питер Кларк называет это голосом и советует его менять в зависимости от того, до какой аудитории вы хотите достучаться.

Замечайте, как меняется ваша манера говорить, когда вы общаетесь с родителями, а когда с детьми, друзьями, коллегами, близкими по духу людьми или незнакомцами. Потенциально все эти люди — читатели. Какой язык вы используете в разных ситуациях, чтобы донести свою мысль? Когда вы общаетесь с коллегами, то используете профессиональные термины. Когда общаетесь с детьми, то упрощаете информацию. В разговоре с незнакомцами придерживаетесь нейтрального тона и добавляете теплоты словам, когда говорите с теми, кем дорожите.

Эта способность менять свой голос в зависимости от адресата очень пригодится и начинающим писателям. Представьте своими читателями разные категории людей и исходя из этого меняйте интонацию и тональность вашего рассказа.
Рой Питер Кларк играет на синтезаторе, чтобы показать, как от смены настроек меняется тональность музыки и ее звучание, хотя он использует одни и те же ноты. И это показывает, что одну и ту же мысль можно озвучивать по-разному, чтобы достучаться до разной аудитории.

Что нужно сделать, чтобы быть разным для разной аудитории

1
Определите для себя, кто ваш читатель
Послушайте, как он общается, какие специализированные слова и термины использует в своей речи, каков его словарный запас. «Если я этот язык не знаю, то моя задача — его изучить. Чтобы я мог с этой аудиторией разговаривать и мог рассказать ей то, что она способна услышать», — советует Рой Питер Кларк.
2
Меняйте интонацию произведения с помощью местоимений
Если рассказываете историю от первого лица, то акцентируйтесь на личном местоимении. Если в центре сюжета — коллективная проблема или явление, используйте местоимение «мы». Местоимения второго лица — ты, вы — предполагают диалог и вовлечение читателя в обсуждение. Нейтральный голос передают местоимения третьего лица — он, она, они, — которые создают нужную дистанцию в тексте.
  • Кино в тему
    «Найти Форрестера»

    Писатель Уильям Форрестер долгие годы жил в добровольном затворничестве от мира. Последний раз о нем слышали сорок лет назад, когда он выпустил в свет превосходный роман, завоевавший Пулитцеровскую премию. Но с тех пор никому не удавалось переступить порог дома этого отшельника. Однако 16-летнему парнишке по имени Джамал Уоллес удается проникнуть в жилище живой легенды и разговорить нелюдимого старца. И эта случайная встреча оказывается судьбоносной.

Как бороться с прокрастинацией

Можно бесконечно долго смотреть на белый лист в компьютере, но так и не написать ни слова. В такие моменты всегда что-то отвлекает: то солнце в глаза светит, то срочно надо пыль вытереть, то проверить в сотый раз рыбок в аквариуме. У этого явления есть название — прокрастинация. Многие начинающие писатели в такие моменты очень злятся на себя и воспринимают происходящее как провал. И зря.

У Роя Питера Кларка есть несколько советов, как побороть в себе прокрастинатора.
  • Смените обстановку
    Иногда, чтобы писать, нужна тишина. Но иногда поможет фоновый шум или смена обстановки. Кларк, например, в поисках творческой атмосферы иногда выбирается в кофейню — не ради чашечки кофе, а чтобы посидеть среди незнакомых людей.
  • Не пытайтесь сделать первый набросок гениальным
    Основная причина, почему возникает писательский блок, как раз в желании сразу написать идеальный текст. «Но правда в том, что он никогда не бывают великолепным с самого начала. А ценность первого листа, первого наброска в том, чтобы войти в состояние потока», — говорит Кларк. Поэтому не бойтесь снижать стандарты и требования к тексту.
  • Пишите понемногу, но каждый день
    «Рой, запомни! Страница в день — это книга в год», — такой совет получил Кларк от писателя Дональда Мюррея. Пишите понемногу, чтобы сделать писательство ежедневной привычкой. Вы начнете доверять процессу, и он поднимет вас над неприятными эмоциями, сомнениями и прокрастинаторством.
  • Я никогда не бегал марафон. Большинство из вас, наверное, тоже. Дистанция в 42 километра кажется непреодолимой. Но если я дам вам 52 дня, то каждый день надо будет пробегать всего 800 метров. Так и с писательством. Капли слов превращаются в лужицы, затем — в маленькие ручейки, позже — в реки. Пишите понемногу каждый день.
  • Кино в тему
    «Руби Спаркс»

    Молодой, но уже успешный писатель переживает творческие и душевные муки: новый роман никак не выходит, музы все нет, да и вообще с девушками как-то не клеится. И вот, призвав на помощь остатки своей фантазии, Кэлвин придумывает себе девушку по имени Руби Спаркс — умницу, красавицу, спортсменку, короче говоря, идеал, а спустя неделю… обнаруживает этот идеал из плоти и крови на своем собственном диване. Уходить Руби явно не собирается, но вот кем она окажется — Галатеей или Белочкой?..

Как писать, когда не пишется

«Я убеждена: то, о чем нам хочется писать, само хочет быть написанным… Моя задача в таком случае — явиться к чистому листу и позволить этому чему-то пробиться на свет». © Джулия Кэмерон «Право писать»

Хорошее писательство — это не волшебство, это процесс. Можно и нужно учиться ему по шагам.

Заведите «желтый блокнот»

Рой Питер Кларк использует для нулевого наброска желтый блокнот — именно такие использовали западные юристы на протяжении десятилетий.
У Роя Питера Кларка есть желтый блокнот, функция которого — собирать «нулевые» наброски. Что выполняет роль такого наброска? Любое явление, которое зацепило; разговор двух соседок, который показался любопытным; неожиданное наблюдение за тем, на что раньше не обращал внимания.

— Нам нужны идеи, нам необходимо найти что-то, о чем мы напишем. Поэтому мы выходим в мир, охотимся и занимаемся собирательством. Мы должны найти подходящий угол обзора и сузить его настолько, насколько это возможно. Такой подход фокусирует дальнейшее исследование, помогает понять, что я уже знаю, а что еще предстоит узнать, — говорит Рой Питер Кларк.

Не пишите мало о большом, пишите много о малом

Если вы пишете о чём-то глобальном — пандемии, кризисе эмиграции, военном конфликте — очень сложно понять, с чего начать рассказ и на чём сделать акцент. Информации так много, что сложно сфокусироваться и не оперировать только общими словами и понятиями. Поэтому — выбирайте один конкретный ракурс и концентрируйтесь только на нём.

— Чем крупнее явление, тем мельче его описывайте, — советует Рой Питер Кларк. — Очень важная стратегия для писателя — искать объект, особую деталь, которая внутри себя скрывает историю и из которой разворачиваются события. Это может быть одежда, например, или украшение.

Недавнее наблюдение Кларка: он 30 лет гуляет в одном и том же парке, но только в последнее время стал везде находить медицинские маски. И это — тема для истории. Потому что брошенные одноразовые медицинские маски становятся проблемой для окружающей среды.

Такой подход поможет четко сформулировать главную мысль будущего рассказа. Чтобы на вопрос «о чём пишете?» вы могли ответить короткой фразой или тезисом.
  • Кино в тему
    «Вундеркинды»

    Неоконченный роман, угнанная машина, убитая собака и распавшийся брак — вот лишь некоторые из неприятностей, наслоившихся друг на друга в истории о многообещающих начинаниях, которые пошли наперекосяк. Во время одного сумасшедшего уик-энда профессор Грэйди Трипп пытается собрать по частям свою жизнь, которая внезапно вышла из-под контроля. Его спутники: одаренный, но со странностями студент, его эксцентричный издатель, замужняя женщина — ректор его университета, от него беременная, и тихая студентка-практикантка.

Как писать про то, что неинтересно

Писателям иногда приходится писать даже о том, что их самих не очень-то цепляет. Но тема, например, модная. Быть в тренде полезно для кошелька — помогает привлечь больше читателей, значит, больше возможностей для монетизации своей работы.

Найти вдохновение поможет общение с увлеченными людьми. Многие писатели так и работают: ищут героя, который горит темой. Неважно, насколько скучной она кажется лично вам, всегда есть человек, который знает предмет досконально и любит его. И такой человек своим энтузиазмом способен заразить других.
  • Несколько лет назад я убедил власти города Санкт-Петербурга в штате Флорида сделать пеликана официальным символом. И сделал это не потому, что я такой уж любитель птиц или рьяный защитник окружающей среды. Мне просто казалось, что это будет интересным. В процессе собирания материала для аргументов я брал интервью у исследователей и ученых, морских биологов. И я встретил одну женщину-ученого, которая специализируется на изучении жизни птиц. Надеюсь, когда-нибудь я смогу испытать такую же любовь к своим детям, какую испытывает эта женщина к морским птицам.
Развивайте креативное мышление, чтобы уметь классно писать о неинтересном. Например, посмотрите на предмет или явление под разными углами. Для пробы поиграйте в игру «Покажи и расскажи» — возьмите любой предмет и придумайте для него историю. В процессе игры, говорит Кларк, мысли всегда становятся менее серьезными и способствуют креативу.
Воспользуйтесь генератором сюжетных идей, чтобы развить креативное мышление
  • Кино в тему
    «Мисс Поттер»

    Основанный на реальных событиях фильм рассказывает о жизни английской детской писательницы конца 19-го века Беатрикс Поттер. В эпоху, когда большинство молодых женщин ее сословия мечтали только о выгодном замужестве, Беатрикс пошла наперекор обычаям и традициям викторианской Англии, проявив свободомыслие, отнюдь не характерное для женщин своего времени…

Как писать лучше

50 приемов письма определил и описал в одноименной книге Рой Питер Кларк. Ниже — чек-лист из пяти инструментов.
  • Начинайте предложения с подлежащего и сказуемого — сначала сообщите, кто и что делает, а потом поставьте второстепенные элементы предложения.
    1
  • Задайте порядок слов для выразительности — размещайте сильные слова в начале и в конце.
    2
  • Активируйте глаголы — сильные глаголы создают динамику, экономят слова и раскрывают персонажей.
    3
  • Будьте пассивно-активными — используйте страдательный залог, чтобы показать «жертву» действия.
    4
  • Присмотритесь к наречиям — используйте их, чтобы изменить значение глагола.
    5

Что еще советует Рой Питер Кларк начинающим писателям

Новички записывают только то, что планируют использовать. И в опубликованной истории оказывается только то, что записано в блокноте. Профессионалы же берут в итоговый текст 10 % от собранной информации. Поэтому их истории так хороши: в них попадает лучший материал, лучшие описания, ярчайшие детали и самая интересная статистика.

Как писать увлекательно, но коротко

К небольшим текстам требования не снижаются. Рой Питер Кларк предлагает два простых приема, с помощью которых любой, даже очень краткий текст будет увлекательным и убедительным.

Первый прием рассмотрим на примере трагедии Шекспира «Макбет». Лорд и леди Макбет убили своего короля. Леди Макбет сходит с ума и умирает. Но зритель этого не видит, так как смерть по сюжету происходит за сценой. Приходит посланник к Макбету и говорит ему: «Королева, мой господин, мертва».

Это предложение имеет три элемента: начало, середину и конец. Если наделить элементы ценностью, то наименее ценной будет часть «мой господин». Второе по значимости — слово «королева». Самый важный элемент — слово «мертва».

Этот пример учит: если вы хотите сказать что-то важное, оно должно быть в начале. Менее важное поставьте в середину. Если вы действительно хотите что-то подчеркнуть, поставьте это в конце.

В этом состоит «теория акцента»:

  • самое важное слово находится в конце предложения;
  • самое важное предложение стоит в конце абзаца;
  • самый важный абзац находится в конце текста.
  • Весь юмор основан на принципе «теории акцента». Вы смеетесь в конце, когда произнесено последнее, ключевое слово. Когда вы изучаете труды великих ораторов истории, вы видите повторение этой техники в их речах. Сейчас, когда я редактирую свою книгу, мне приходится переставлять самые удачные мои фразы и мои лучшие идеи из середины текста в конец.
Второй прием, который поможет сделать текст любого формата более увлекательным и убедительным для читателя, основывается на визуальном эффекте.

Точка (full-stop в британском английском) — это STOP, знак полной остановки. Точка знаменует конец предложения. Любое выражение или фраза, которая идет перед точкой, приобретает определенный вес.

Что указывает на конец абзаца? Отбивка — расстояние между абзацами, похожее на пропущенную строку. Она важна и для читателя, и для писателя. Если на отбивку отводится недостаточно пространства и абзац большой, такой текст кажется тяжелым, скучным и трудным для прочтения.
  • Кино в тему
    «Влюбленный Шекспир»

    1594 год. Молодой драматург Уильям Шекспир находится в творческом кризисе: муза покинула его, денег нет, хозяин театра требует от автора новую пьесу в кратчайший срок. И когда, казалось бы, у писателя не остается никакой надежды на обретение нового вдохновения, в его жизнь вторгается сама Любовь в лице обворожительной аристократки Виолы.

Подборка полезных книг для начинающих писателей

  • «250 дерзких советов писателю», автор Чак Вендиг

    «За одну ночь писателем не станешь. Может, кому-нибудь это и удалось, но у него крыша поехала от пароксизмов радости, страха, паранойи, вины и сомнений. Знаменитостью можно стать за час. А писателем — нельзя. Писатели делаются — выковываются в кузнице собственного безумия и тревоги — в течение многих-многих лун. Писатель, который впервые берется за перо, совсем не тот, что рождает стоящее произведение».
  • «Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни», автор Джулия Кэмерон

    «Лично мне писать пристально легче, если я представляю себе, что пишу для кого-то определенного, кто хорошо меня понимает… Пусть ваш читатель будет живым человеком — возлюбленным, лучшим другом, кем-то, кто понимает ваш юмор и кому нравится, как вы мыслите. Вот и попробуйте писать с точностью для этого человека».
  • «Есть идея! Как развить в себе способность мыслить гибко и оригинально», автор Ветас Разносторонний

    «Каждый разворот книги — это задание на один день. Положите книгу и карандаш рядом с вашей кроватью. Сразу после пробуждения не тянитесь к смартфону, а берите книгу, открывайте на любой странице и выполняйте всего одно задание».
  • «Взлом креатива», автор Майкл Микалко

    «Особый стиль мышления творческих людей состоит в умении находить такие связи, которые укрываются от внимания простых смертных. Назовем это способностью связывать несвязанное, устанавливать отношения, которые помогают видеть недоступное взору остальных. Так, Леонардо да Винчи нашел общее у звука колокола и камня, нагревающего воду, сделав вывод о волновой природе звука».
Над материалом работали: Юлия Бриль, Карина Катхурия, Елена Костюк, Полина Холомеева, Екатерина Пчельник, редактура — Ольга Бердецкая, верстка — Ярослав Чернов.