Как блогерам рекламировать себя и других
Блогер — это человек, который ведёт собственный канал, сайт или страницу в соцсетях. Он дополняет тексты графическими изображениями, видео, личными фотографиями. Для своих подписчиков блогер — лидер мнений в определённой сфере.
Медиаюрист объясняет, как быть успешно зарабатывающим блогером и не нарушать закон.
1
Нужно ли регистрироваться?
Я — начинающий блогер, надо ли мне регистрировать ИП или может необходимо оформить самозанятость? Есть возможность юридически закрепить свой статус? И что он мне даст?
Если вы зарабатываете деньги с помощью блога, то вы обязаны платить налоги. И тут возможны оба варианта: зарегистрировать ИП (индивидуальный предприниматель) или оформиться как самозанятый.
Статус ИП дает возможность нанимать сотрудников (например, редактора), но нужно будет разбираться в налоговых схемах, вести учет доходов и расходов и подавать налоговую декларацию. ИП сам выбирает подходящий режим налогообложения и платит взносы в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. В 2022 году размер фиксированных взносов составит 43 211 рублей.
Статус cамозанятого дает возможность платить налог не 13%, а 4 или 6 %. Если у вас нет наемных сотрудников и доход в год не будет превышать 2,4 млн рублей, то этот вариант вам подойдет. Самозанятые не обязаны сдавать налоговую декларацию и могут отчитываться по чекам. Вот тут и тут можно узнать подробнее. Оформить самозанятость можно в кабинете налогоплательщика, через приложение «Мой налог» или через приложения банков.
Если вы ведете блог на платформе Яндекс Дзен и хотите его монетизировать, то, даже если вы не являетесь самозанятым и не регистрировали ИП, Яндекс будет сам выплачивать налоги и страховые взносы.
Специальный статус блогера законодательством не предусмотрен, но вы можете зарегистрировать свой сайт как СМИ, мы подробно описывали процесс в карточках здесь и здесь.
Но даже в этом случае нужно будет отдельно регистрироваться, если получаешь доход.
2
Как рассказывать о своих товарах и услугах?
Я в своем блоге рассказываю про свои платные услуги и товары, которые продаю. Это считается рекламой?
Если вы рассказываете в своем блоге, на вашей страничке или собственном сайте о товарах, которые вы сами производите, или услугах, которых оказываете, — тогда ваши посты не будут считаться рекламой, их не нужно как-то специально отмечать (письмо Федеральной антимонопольной службы АС от 25.09.2019 № АК/83509/19).
Цитата из письма ФАС: «не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона „О рекламе“ не распространяются».
3
Как продавать мерч?
А если я хочу продать футболку или кружку со своим рисунком — это реклама? Какие законы такую деятельность регулируют?
Нет, сама по себе продажа футболки или кружки не будет являться рекламой.
Если вы специально продаете футболки, которые что-то рекламируют, то это может быть расценено как реклама. Так как это делается в целях «привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке». То есть в этом случае футболка является рекламной продукцией, и вы специально их продаете, чтобы распространить информацию о своем товаре и заинтересовать.
Определение рекламы можно найти в законе «О рекламе».
4
Как делать обзоры?
Если я в блоге делаю обзоры, например, смартфонов (косметики/кастрюль/обуви) — это является рекламой?
Федеральная налоговая служба может посчитать такие обзоры рекламой (в это случае такие объявления нужно отмечать пометкой «реклама» и делать ссылки на сайт), если основной целью является «привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Если вы просто рассказываете о свойствах товара и его функциях, то такой обзор вряд ли можно назвать рекламой. Если же вы всеми силами доказываете, какой товар замечательный, где его можно купить, особо выделяете его, делитесь отзывами — в этом случае лучше отметить объявление как рекламу и дать ссылку на сайт производителя.
Кстати, сравнивая товары, нужно быть максимально корректными, чтобы ФАС не посчитал рекламу «недобросовестной» (реклама может быть признана недобросовестной, если она содержит некорректные сравнения с другими товарами).
Если вы делаете обзор товаров по договоренности с рекламодателем — то это однозначно реклама.
И да, будьте внимательны — рекламировать алкоголь в интернете нельзя.
Больше узнайте из наших карточек «Что нужно знать про рекламу в интернете: основное».
5
Как размечать партнерский контент и нативную рекламу?
Я популярный блогер и ко мне обращаются рекламодатели, чтобы я рассказал про их товар в своей блоге. Я слышал, что появился новый закон, но не очень понимаю, что я теперь должен делать с такой рекламой.
Во-первых, всю такую рекламу нужно будет отмечать пометкой «реклама» и указывать ссылку на сайт рекламодателя.
Вторая важная вещь — по смыслу закона «О рекламе», вы в этом случае являетесь «рекламораспространителем», и вам необходимо будет подавать сведения обо всей рекламе для включения в реестр.
Внимательно прочитайте наши карточки про новый реестр и новые требования здесь.
6
Как быть с обзорами музыки и фильмов?
В своем блоге я делаю обзор на фильмы, книги и музыку и показываю то, что попадает в подборку. Я не нарушаю авторские права?
Нет, в данном случае вы не нарушаете авторские права, если соблюдаете необходимые условия (о них ниже). Можно не спрашивать согласия автора при «цитировании» произведений — это допускает статья 1274 Гражданского кодекса «Свободное использование произведений в информационных, научных, учебных и культурных целях» (обязательно некоммерческих).
При цитировании, вы включаете часть чужого контента в свой собственный, чтобы рассказать что-то новое аудитории (проинформировать), обосновать свои выводы, или покритиковать:
«Допускается без согласия автора цитирование… в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования».
Цитата — это органичная часть вашего произведения, вашего собственного контента — если вы уберете ее, то смысл поменяется или вообще потеряется.
Цитировать можно тексты, фотографии, видео — любые авторские произведения, но при соблюдении нескольких условий:
- цитировать можно только в объеме «оправданном целью цитирования». Это значит, что цитировать нужно столько, сколько необходимо для раскрытия смысла, чтобы стало понятно, о чем идет речь. Четких критериев тут нет, но если вы публикуете чужое произведение полностью (и это не фотография) или большую его часть, то цитированием это можно вряд ли назвать. Да, и никакого правила «5 секунд» для видео не существует;
- цели должны быть «научные, полемические, критические, информационные, учебные» — обязательно некоммерческие;
- нужно обязательно указывать автора и источник заимствования.
Подробнее смотрите наши карточки об авторском праве.
7
Как остановить воровство моего контента?
Я часто в своем блоге делюсь своими рассуждения о жизни, о происходящих событиях. И некоторые мои блоги уходят дальше, иногда я нахожу их на других ресурсах, но без указания первоисточника. Что я могу сделать, чтобы мой контент не воровали?
Конечно, это однозначно нарушение!
Во-первых, если вы не хотите, чтобы ваш контент перепечатывали, напишите об этом на сайте. Например, укажите, что без вашего письменного согласия копировать материалы с сайта запрещено.
Есть случаи, когда можно использовать произведения свободно, но с указанием автора и источника заимствования. То есть другие авторы имеют право «цитировать» ваш контент, в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях, и ссылаясь на вас.
Если вы видите, что ваш контент используют без вашего согласия, попробуйте написать нарушителю и попросите удалить контент или заключить договор. Если нарушитель не согласится и будет продолжать публиковать контент без вашего согласия, то можно обратиться в суд с иском о защите авторских прав.