«Черные дыры бюджета регионального здравоохранения». Анализируем бюджет
Портал «Так-так-так» провел расследование эффективности освоения правительством Новосибирской области четверти миллиарда бюджетных рублей.
- Илья Кудинов
- Фонд Так-так-так
Эта публикация — результат журналистского расследования в сети Так-так-так на тему, которая появилась в результате обращения граждан ко мне, как к журналисту. Минздрав Новосибирской области потратил более 250 млн руб на создание единой медицинской информационной системы региона. Де-юре система заказчиком была принята. Де-факто она до сих пор не работает. При этом никто не знает, сколько еще денег и как долго придется вкладывать, чтобы система начала приносить пользу.
Жанр и структура итогового текста были продиктованы самим форматом расследования. В ходе работы была поставлена задача — не только не утонуть самим в массе полученной специфической информации, но и не утопить в ней читателя. Поэтому я принял решение представить итоги расследования в виде текста с элементами мультимедиа. В ином случае это добавило бы и без того длинной истории пару дополнительных страниц.
Из всего арсенала инструментов мультимедиа была выбрана инфографика. Причины: массив аналитической информации огромен, лексика тяжелая, «бюрократическая», много цифр. В текстовом изложении воспринимать это было бы очень тяжело. В итоге о выбранном формате не пожалели: на мой взгляд, получилось неплохо Infogr.am, Piktochart.
Целевая аудитория проекта была уточнена в процессе работы над ним в ходе тренинга Оксаны Силантьевой. Анализировали, кого может заинтересовать тема IT в медицине, а также региональных IT-проектов в целом. По итогу аудитория совпала с нашими ожиданиями, однако некоторые сегменты ЦА — например, IT сообщества в интернете — заинтересовать темой не получилось. Может быть, потому, что мы не предусмотрели возможности для пользователей влиять на структуру и содержание проекта.
Команда
У самого расследования была большая команда: медик, IT-шник, юрист, журналист. А вот созданием мультимедийного контента занимался я один.
Также была сложность в том, что в проблеме, которую мы изучали, несмотря на разнообразие информации, не очевидна какая-либо человеческая история. Поэтому, в итоговом материале ее практически нет (разве что небольшая история самого автора). А удержать внимание читателя, не имея четкого захватывающего сюжета — непросто.
Стратегию продвижения проекта особо не выстраивали: продвигали через социальные сети, по знакомым журналистам, экспертам и т.д. Реакция аудитории в целом, соответствовала ожидаемой: люди делились материалом, активно его обсуждали. Потом понесли мне дополнительные сведения, а коллеги-журналисты брали интервью как у автора проекта.
Это было полноценное расследование со вполне ожидаемыми журналистскими сложностями. В первую очередь, они касались получения и верификации информации. Очень многие спикеры делились сведениями только на условиях анонимности, что мешало работе. И записать, например, видеоинтервью для этого проекта было проблематично.