Доверяй, но проверяй

3 вида фейков, которым мы ошибочно верим
Проверьте себя

Задачка первая, про новости

Перед вами две новостные заметки. Одна из них - реально существующая, другая - фейк. Постарайтесь прочитать их так, как вы обычно читаете новости. Сможете ли вы угадать, где правда, а где ложь?
Воинствующие веганы Великобритании заблокируют продажу молока в магазинах. Протестующие требуют, чтобы правительство Соединенного Королевства поддержало переход на растительную систему питания.
В Великобритании члены экологической группы Animal Rebellion пообещали устроить перебои с поставками молока в супермаркеты страны в сентябре.

Таким образом они хотят привлечь внимание к экологическим проблемам, связанным с животноводством, сообщает The Guardian.

Активисты намерены заблокировать отделы с молочными продуктами в пяти городах страны.
Экоактивисты из Казахстана выиграли борьбу против национального деликатеса - сейтана. Парламент поддержал поправки к закону о жестоком обращении с животными.
Новые поправки к закону о жестоком обращении с животными были предложены в начале сентября, и парламент принял их во втором чтении.

Экоактивисты боролись за принятие поправок путем массовых забастовок в январе 2022 года, сообщает РБК.

Новые изменения коснулись национальной кухни, в частности блюда из сейтана, который теперь производится запрещенным способом.

Что вы заметили?

Обе новостные заметки выглядят достаточно убедительно, имеют одинаковый размер, по одной фотографии и выделенный жирным шрифтом лид. Однако фейковой является вторая новостная заметка, про экоактивистов из Казахстана, и вот почему:

  1. Присутствует ссылка, которая ведет на стартовую страницу РБК, а не конкретно на новость - источник.
  2. Представленная картинка - это фотография бывшего министра здравоохранения, а не действующего.
  3. Сейтан - это априори веганский продукт питания, а не национальное блюдо Казахстана, производящееся "запрещенным способом, поэтому новость является абсолютным фейком.

Почему так?

Доступ в Интернет позволяет людям непрерывно производить и потреблять контент. Безответственное отношение к производимому контенту (как намеренное, так и нет) приводит к появлению фейков - действий или заявлений, направленных на введение в заблуждение; преднамеренная ложь; новости, которые включают дезинформацию.

В условиях постоянного потребления информации из интернета и, в особенности, социальных сетей, человек становится очень уязвим и может быть легко введен в заблуждение. Наиболее опасным это становится при использовании дезинформации. Так, например, сфабрикованная информация против одного из двух кандидатов в президенты может заставить человека проголосовать за другого кандидата и повлиять на исход выборов.
  • Валид Аль-Сакаф
    профессор университета Сёдертёрна, Швеция
    Интернет – прекрасный ресурс, но он также изобилует фальшивой информацией. Вы сами можете составить список такой информации, начиная с пропаганды и лжи, вплоть до конспирологических теорий, слухов, розыгрышей, предвзятого контента, манипулятивных медиа... Плюс то, что часто называют фейковыми новостями, хотя есть разногласия в понимании этого термина… Это означает, что в нашу новую эпоху существует много проблем, описываемых термином «информационный беспорядок». Это реальность, в которой информацию уже невозможно верифицировать или, скажем, поверить ей напрямую. И чем больше существует информации в интернете, тем с большей вероятностью она будет пребывать в беспорядочном виде.
Правда ли, что...
... учёные создали 3D-модель библейского Адама, похожего на Вина Дизеля?
... сайт WikiLeaks опубликовал доказательства того, что американцы не были на Луне?
Валид Аль-Сакаф предлагает следующие способы проверки информации на достоверность:

  • всегда проверяйте значение слов и выражений, которые вам кажутся непонятными, но являются смыслообразующими для новостной заметки (как в примере с сейтаном).
  • обращайте внимание, есть ли ссылка на источник информации, которая поддается проверки. Фейки, как правило, не содержат упоминания источника информации или содержат ссылку, которая ведет на не связанную с новостью страницу.
  • обращайте внимание на детали: даты, имена, места - именно в них может содержаться фактологическая ошибка, указывающая на дезинформацию.
  • анализируйте платформу, на которой опубликована новость, и автора. Новости, опубликованной на сайте информационного агентства ТАСС, можно априори доверять больше, чем анонимному сообщению в Telegram на канале с 100 подписчиками.
Руководство по проверке новостей
Чек-листы по проверке информации, найденной в Сети, в т.ч. в соцсетях и поможет разоблачить повторно публикующиеся видео и фото, вырванные из контекста и «приклеенные» к другому событию, фотошоп, видеомонтаж и подделки с целью введения в заблуждение, поддельные новостные сайты, местечковые вирусные истории.
Проверьте себя

Задачка вторая, про видео

Внимательно посмотрите видео и скажите, где действительно снимался Брюс Уиллис, а где нет? Или, возможно, он снимался в обоих рекламных роликах?

Что вы заметили?

По-настоящему Брюс Уиллис снимался в рекламе банка "Траст", а вот для рекламы "Мегафон" он официально продал права на использование его внешности для создания дипфейка - видеоролика, в котором лицо одного человека подменяется другим при помощи алгоритмов машинного обучения. Таким образом, Брюс Уиллис в первом ролике - настоящий, а во втором - нарисованный.

Однако дипфейк технология не всегда применяется легально, поэтому в интернете можно найти множество видеороликов (вплоть до порнографических), где использованы лица известных голливудских актеров без их согласия.
  • Павел Коростелев
    эксперт компании "Код безопасности"
    Пока технология не идеальна. Искусственный интеллект не умеет создавать 3D-модели лиц, а лишь работает с двухмерными изображениями — пытается их повернуть, изменить размер или исказить и так далее
Это значит, у нас еще есть возможность распознать, что реально, а что фейк.

Как отличить дипфейк от оригинального видео?

  • Моргание
    Как правило герои дипфейков моргают реже, чем обычные люди, и закрывают глаза лишь наполовину, в то время как реальный человек так бессознательно сделать не может.
  • Несоответствие движений губ и голоса
    Современные алгоритмы не в состоянии полностью воспроизводить мимику рта при разговоре, вот почему герои дипфейков в большинстве своем либо совсем не говорят, либо говорят крайне мало.
  • Морщины, мимические изменения во внешности
    Лицо героя дипфейка, как правило, более совершенно, чем лицо реального человека. Это хорошо видно при сравнении двух видео с Брюсом Уиллисом: реклама "Мегафона" была снята на 9 лет позже, чем реклама "Траста", однако "фейковый" Брюс выглядит намного моложе настоящего, с идеальной кожей и блестящими глазами.
  • Ошибки нейросети
    При высоких бюджетах их удается избегать, однако при менее качественном продакшене можно заметить ошибки нейросети, которые, например, открывают маску актера, нанесенную на другого человека.
Проверьте себя

Задачка третья, про мошенников

Перед вами два примера сборов средств в Инстаграм*. Один из них создан мошенниками, второй - реальными людьми, нуждающимися в помощи. Угадайте, что правда, а что ложь?
Кейс 1
Кейс 2

Что вы заметили?

Первый кейс является работой мошенников. Они взломали аккаунт девушки и опубликовали 3 поста с просьбой о помощи. Понять, что это фейк, удалось следующим образом:

  • обращения написаны максимально эмоционально, присутствует мало деталей - в основном, мольба.
  • под номером карты указаны только имя и фамилия (которые совпадают с ником), но не указано отчество, которое используется для верификации пользователя в большинстве банков.
  • в представленном документе диагноз пропечатан четко, а данные о медицинском учреждении и печать - расплывчато.
  • на первое отправленное сообщение со словом "привет" ответ был получен, а на просьбу отправить фотографию в режиме реального времени с рукой, показывающей цифру 4 (чтобы проверить, что общение идет действительно с мошенником, а не держателем страницы) ответа не последовало.

Через несколько часов пользователь восстановил доступ к странице и написал опровержение, сказав, что его взломали.

Как отличить работу мошенников от реального сбора средств?

  • "Антиплагиат"
    Введите текст сообщения в поисковую строку; если есть совпадения - перед вами мошенники.
  • Сильное воздействие на эмоции
    Мошенники всегда стремятся повышенной эмоциональностью пустить пыль в глаза (капслок, ярко-красный цвет, слова "прошу", "умоляю", "срочно" и т.д.), так как эмоции мешают нам мыслить логически.
  • Проверьте профиль на подлинность
    Наличие частых публикаций в ленте, фотографии, на которых открыто видно лицо, представлены все документы по сборам и отчеты о трате средств и т.д.
  • Напишите в личные сообщения и задайте каверзный вопрос - как правило мошенники не будут отвечать на сообщения.
    Как правило мошенники не будут отвечать на сообщения.
  • Внимательно изучите документы, если они предоставлены
    Проверьте адреса и фамилии врачей, указанных там, а также названия диагнозов, будьте внимательны к деталям и потенциальному фотошопу.
  • Владимир Берхин
    президент благотворительного фонда "Предание"
    Нужно смотреть на то, как ведут себя сборщики: есть ли истерика, резкие обвинения. Часто пытаются пугать и пишут что-то вроде "сегодня не помогли вы, завтра не помогут вам", "кровь будет на ваших руках". Также следите за тем, удаляются ли неудобные вопросы, заносят ли тех, кто с чем-то не согласен, в черный список. И главное — публикуются ли детальные отчеты о собранных средствах и о том, на что они ушли.
Организация First Draft выделила три типа источников информационного беспорядка:
Дезинформация (disinformation) – информация намеренно изменяется и искажается, так что пользователя вводят в заблуждение. Это часто используется в случае пропаганды и извлечения выгоды. Автор хочет ввести в заблуждение или нанести вред какому-то конкретному человеку, пытаясь исказить общественное мнение, и таким образом, мы не получаем правдивую информацию.
Ложная информация (misinformation) — авторы необязательно имеют намерение причинить вред, ложная информация возникает по незнанию, неведению, небрежности, приводит к распространению всякого рода слухов. Ложная информация больше связана с развлечение, социальными сетями, поисками славы, трафика, попадания в тренды. Такого рода ложь и конспирологические теории необязательно так же вредоносны, дезинформация, хотя всё-таки вредоносны.


Злонамеренная информация (malinformation) — это точечные атаки против людей, организаций или корпораций или даже целых стран в форме такой информации, которая может быть весьма чувствительной и в потенциале даже разрушительной. Примером может служить порноролик, сделанный с целью мести – когда речь идет об отдельном человеке, на уровне взаимодействия целых стран могут быть новости, например, о ядерной атаке. Или еще что-то очень серьезное, экстремальное, что может вести к настоящим катастрофам.
Над спецпроектом работали: автор — Анна Черных, верстка — Ярослав Чернов.